Что можно налоговому инспектору

Федеральным законом № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» четко установлен порядок проведения проверок органами государственного и муниципального контроля (надзора). Вместе с тем, в соответствии со ст. 1 требования указанного закона не применяются при  осуществлении налогового контроля.

 

Однако это не значит, что налоговый инспектор может придти на проверку, когда вздумается и потребовать любые документы.

 

Статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено два вида проверок, которые могут быть проведены налоговыми органами: камеральные и выездные налоговые проверки. Целью таких проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

 

Что и в каком объеме инспектор может истребовать у налогоплательщика указано в пп. 1 п. 1 ст. 31, п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ. К ним относятся документы по формам и (или) форматам в электронной форме, которые установлены государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

 

Однако затребованные инспектором документы должны непосредственно касаться тех налогов, в отношении которых проводится проверка, а также тех налоговых периодов, которые проверяются.

 

НК РФ обязывает налогоплательщика обеспечить для должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При этом в ходе выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ.

 

Необходимо отметить, что ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.

 

Свое решение об истребовании документов налоговый инспектор обязан выразить в письменном запросе по специально утвержденной приказом Федеральной налоговой службы РФ форме. Данный запрос передается руководителю (его законному представителю или уполномоченному лицу) лично под расписку. Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном п. 4 ст. 31 НК РФ (по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота).

 

Истребуемые документы могут быть поданы в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным Федеральной налоговой службой (далее - ФНС) форматам, налогоплательщик может направить их в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

 

НК РФ не содержит положений, позволяющих налогоплательщику не представлять запрашиваемые налоговым органом и имеющиеся у налогоплательщика документы. А это значит, что документы должны быть предоставлены в любом случае.

 

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 93 НК РФ документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. При этом документы, которые инспекция может запросить в ходе выездной проверки, не требуют нотариального заверения.

 

Разъяснения на случай, если налогоплательщик представил копии документов, не заверенные должным образом, законодательная база не содержит. По мнению налоговых органов, в этом случае есть основания для наложения штрафа. Вместе с тем судебная практика по данному вопросу различна. Выводы суда зависят от цели представления в налоговые органы копий документов налогоплательщика, а именно их дальнейшее использование в контрольной работе, в том числе в качестве доказательственной базы. При этом с целью обеспечения прав налогоплательщиков и контроля за выполнением налоговыми органами ограничения на повторное истребование документов, предусмотренного п. 5 ст. 93 НК РФ, налогоплательщикам рекомендуется подавать истребуемые документы с сопроводительным письмом и описью представляемых документов.

 

Споры о том, какие именно документы могут быть запрошены в ходе проверки и насколько эти требования легитимны возникают регулярно. Часть из них находят свое разрешение в судах.

 

Например, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов. Но при этом не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами. Не являются обязательными для истребования и некоторые бухгалтерские документы (например,  инвентаризационные описи и авансовые отчеты), поскольку в них отсутствуют сведения для исчисления налогов.

 

Срок предоставления документов также определен НК РФ в зависимости от основания, и может быть следующим:

- 10 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов - при проведении камеральной или выездной проверки налогоплательщика;

- 5 рабочих дней - при проведении камеральной или выездной проверки другого налогоплательщика;

- 5 рабочих дней - вне рамок проверки для получения документов, касающихся конкретной сделки. Если в указанный срок налогоплательщик не может предоставить документы, он обязан объяснить причину и указать свой срок, когда документы будут представлены. В этом случае ИФНС рассмотрит возможность отсрочки предоставления документов, о чем известит налогоплательщика.

 

За отказ в предоставлении документа налогоплательщик может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ; и 10 000 рублей вне зависимости от количества документов в случае непредоставления документов, истребованных при проведении налоговой проверки другого налогоплательщика (для встречной проверки) и  документов, касающихся конкретной сделки, истребованных ИФНС вне рамок проверки.

 

Зная основные права налогового инспектора можно минимизировать конфликтные ситуации при проведении проверок органами налогового контроля.

Фотогалерея

Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики Скачать

Поиск

Последнее видео

Наши страницы в соцсетях

           social instasgramsocial twitter birdSkype Me™!social you tube

Объявления

ОБЪЯВЛЕНИЕ

 

Администрация Грозненского муниципального района доводит до вашего сведения что прокуратура Грозненского района проводит каждый первый вторник каждого месяца прием предпринимателей по вопросам их прав и законных интересов, а также информация оглашается на каждом заседании Общественного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Грозненском муниципальном районе.


 

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина 12 декабря 2019 года будет проводиться общероссийский день приема граждан


ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ о проведении конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы


Информационное сообщение о проведении общественных обсуждений в форме общественных слушаний


 Уважаемые потребители электроэнергии Чеченской Республики!


Информация для предпринимателей района!


48-рз типовая форма контракта  Распоряжение №01 от 19.08.2019г. о возложении полномочий главы администрации 


 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ КРУПНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ!!! 


Информация о федеральных государственных гражданских служащих Минюста России, ответственных за рассмотрение обращений граждан и организаций.
минюст  


 

a3d96e7cab17137a981b5c2eb4c9814c


 

428878b920d1c8cc6db75e3300a03207

 


 

 Информационное сообщение 

о приеме предложений по кандидатурам членов участковых избирательныкомиссий с правом решающего голоса (в резерв составов участковых комиссий)

 

Разъяснение населению последствия (меры ответственности ) несоблюдения требований законодательства при сдаче жилых помещений внаем (аренду) и бесконтрольные пребывание в них посторонних лиц.

 


Вниманию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей!


 

50250

Перечень уполномоченных банков(скачать)


Лизинговая поддержка

 desc-logo

 


 

 

 


12121

Район на карте республики

  карта района

Главное меню

Контакты

Администрация Грозненского
муниципального района Чеченской Республики


Адрес: 366013 ЧР, с.Толстой-Юрт, ул. А. Кадырова, 10

Телефон: 8 (8712) 29-53-18

E-mail:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Skype: grozraion Skype Me™!