Федеральным законом № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» четко установлен порядок проведения проверок органами государственного и муниципального контроля (надзора). Вместе с тем, в соответствии со ст. 1 требования указанного закона не применяются при осуществлении налогового контроля.
Однако это не значит, что налоговый инспектор может придти на проверку, когда вздумается и потребовать любые документы.
Статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено два вида проверок, которые могут быть проведены налоговыми органами: камеральные и выездные налоговые проверки. Целью таких проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Что и в каком объеме инспектор может истребовать у налогоплательщика указано в пп. 1 п. 1 ст. 31, п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ. К ним относятся документы по формам и (или) форматам в электронной форме, которые установлены государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Однако затребованные инспектором документы должны непосредственно касаться тех налогов, в отношении которых проводится проверка, а также тех налоговых периодов, которые проверяются.
НК РФ обязывает налогоплательщика обеспечить для должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При этом в ходе выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ.
Необходимо отметить, что ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.
Свое решение об истребовании документов налоговый инспектор обязан выразить в письменном запросе по специально утвержденной приказом Федеральной налоговой службы РФ форме. Данный запрос передается руководителю (его законному представителю или уполномоченному лицу) лично под расписку. Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном п. 4 ст. 31 НК РФ (по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота).
Истребуемые документы могут быть поданы в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным Федеральной налоговой службой (далее - ФНС) форматам, налогоплательщик может направить их в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
НК РФ не содержит положений, позволяющих налогоплательщику не представлять запрашиваемые налоговым органом и имеющиеся у налогоплательщика документы. А это значит, что документы должны быть предоставлены в любом случае.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 93 НК РФ документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. При этом документы, которые инспекция может запросить в ходе выездной проверки, не требуют нотариального заверения.
Разъяснения на случай, если налогоплательщик представил копии документов, не заверенные должным образом, законодательная база не содержит. По мнению налоговых органов, в этом случае есть основания для наложения штрафа. Вместе с тем судебная практика по данному вопросу различна. Выводы суда зависят от цели представления в налоговые органы копий документов налогоплательщика, а именно их дальнейшее использование в контрольной работе, в том числе в качестве доказательственной базы. При этом с целью обеспечения прав налогоплательщиков и контроля за выполнением налоговыми органами ограничения на повторное истребование документов, предусмотренного п. 5 ст. 93 НК РФ, налогоплательщикам рекомендуется подавать истребуемые документы с сопроводительным письмом и описью представляемых документов.
Споры о том, какие именно документы могут быть запрошены в ходе проверки и насколько эти требования легитимны возникают регулярно. Часть из них находят свое разрешение в судах.
Например, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов. Но при этом не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами. Не являются обязательными для истребования и некоторые бухгалтерские документы (например, инвентаризационные описи и авансовые отчеты), поскольку в них отсутствуют сведения для исчисления налогов.
Срок предоставления документов также определен НК РФ в зависимости от основания, и может быть следующим:
- 10 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов - при проведении камеральной или выездной проверки налогоплательщика;
- 5 рабочих дней - при проведении камеральной или выездной проверки другого налогоплательщика;
- 5 рабочих дней - вне рамок проверки для получения документов, касающихся конкретной сделки. Если в указанный срок налогоплательщик не может предоставить документы, он обязан объяснить причину и указать свой срок, когда документы будут представлены. В этом случае ИФНС рассмотрит возможность отсрочки предоставления документов, о чем известит налогоплательщика.
За отказ в предоставлении документа налогоплательщик может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ; и 10 000 рублей вне зависимости от количества документов в случае непредоставления документов, истребованных при проведении налоговой проверки другого налогоплательщика (для встречной проверки) и документов, касающихся конкретной сделки, истребованных ИФНС вне рамок проверки.
Зная основные права налогового инспектора можно минимизировать конфликтные ситуации при проведении проверок органами налогового контроля.
Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики Скачать
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Администрация Грозненского муниципального района доводит до вашего сведения что прокуратура Грозненского района проводит каждый первый вторник каждого месяца прием предпринимателей по вопросам их прав и законных интересов, а также информация оглашается на каждом заседании Общественного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Грозненском муниципальном районе.
Информационное сообщение о проведении общественных обсуждений в форме общественных слушаний
Уважаемые потребители электроэнергии Чеченской Республики!
Информация для предпринимателей района!
48-рз типовая форма контракта Распоряжение №01 от 19.08.2019г. о возложении полномочий главы администрации
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ КРУПНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ!!!
Информация о федеральных государственных гражданских служащих Минюста России, ответственных за рассмотрение обращений граждан и организаций.
о приеме предложений по кандидатурам членов участковых избирательныкомиссий с правом решающего голоса (в резерв составов участковых комиссий)
Разъяснение населению последствия (меры ответственности ) несоблюдения требований законодательства при сдаче жилых помещений внаем (аренду) и бесконтрольные пребывание в них посторонних лиц.
Вниманию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей!
Перечень уполномоченных банков(скачать)
Лизинговая поддержка
Главная
Администрация
Документы
Обращения граждан
Мультимедиа
О районе
Контакты