О выплатах военнослужащим в возмещение вреда, причиненного здоровью
Оспаривались нормы, касающиеся выплаты компенсаций военнослужащим.
Речь идет о компенсациях, связанных с возмещением вреда, причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы.
По мнению заявителя, нормы неконституционны.
Так, положения не допускают возможность получить компенсацию за периоды, предшествовавшие вступлению в силу закона, который ее предусматривает (т. е. до 2012 г.).
Кроме того, размер этой компенсации меньше, чем выплаты, осуществляемые в порядке возмещения вреда на основании положений ГК РФ.
Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее.
Оспариваемые нормы, предусматривающие указанную компенсацию, направлены на реализацию права на соцобеспечение и охрану здоровья определенных лиц.
Это лица, которым установлена инвалидность вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (т. е. в результате военной травмы).
Оспариваемые положения является элементом созданного в системе действующего правового регулирования специального публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного здоровью указанных военнослужащих.
При этом данные нормы не исключают наряду с назначением предусмотренной ими ежемесячной денежной компенсации возможность использовать гражданско-правовые механизмы возмещения вреда (если есть основания и условия для этого).
Кроме того, подобный вид ежемесячной компенсации подлежит индексации исходя из уровня инфляции.
Относительно вопроса о выплате компенсации за периоды, предшествовавшие ее введению.
Общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после его введения в действие. Только законодатель вправе придать новым нормам обратную силу.
С учетом этого положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.